ПИРАТСТВО (от греческого peirates —
грабитель, разбойник), морской разбой, в международном
праве—насильственные действия (задержание, потопление или грабеж),
совершаемые против торговых судов в открытом море частновладельческими или
государственными судами. Пиратство зародилось в глубокой древности
одновременно с развитием морской торговли и началом войн на море. Его
корни кроются в социально-политических противоречиях господствующих
общественных формаций. Порой пиратство было прямым выражением протеста
представителей угнетенных классов. Иногда пираты стремились даже к
изменению существующих общественных отношений, следуя утопическим
представлениям о свободе и справедливости. Так, в конце XVII века на
севере Мадагаскара пираты под руководством француза Миссона и
итальянца философа-утописта Караччиоли основали свою республику,
которую назвали Либерталия (от итальянского liberta—свобода). Республика
не признавала частной собственности, национальных и расовых различий,
управлялась выборным советом, имела общую казну. Однако, какими бы идеями
ни руководствовались люди, вставшие на путь пиратства, их основными
занятиями были грабежи и убийства в целях собственного обогащения; пиратов
объединяла разбойничья мораль. Они признавали одно лишь право — право
сильного и чтили лишь одно божество — добычу. В разные времена и в
различных регионах люди, занимающиеся пиратсвом, именовались по-разному.
Так например, пиратов Северного и Балтийского морей в XIV— XV веках
называли витальерами (от латинского viktualien — съестные припасы) и
ликедейлерами (от немецкого gleichteilen—делить на равные доли). Пираты
Карибского бассейна в XVII веке назывались флибустьерами (по названию
распространенного среди пиратов легкого судна — флибот) и буканьерами (от
индейского bucan — приспособление для вяления мяса, основной пищи пиратов
в походе). Однако от названий сущность пиратов не менялась. Вступление в
ряды пиратского братства сопровождалось принесением клятвы на Библии,
принятием устава и др. Пиратские уставы, отличаясь в деталях, всегда четко
определяли долю каждого в общей добыче. За попытку утаить часть
награбленного пират мог лишиться жизни. С другой стороны, за получение в
бою увечья ему полагалась компенсация, тем большая, чем тяжелее понесенный
ущерб. Трусость каралась смертью. В походе запрещались пьянство и азартные
игры. Всевозможные раздоры должны были разрешаться на берегу. За
неповиновение капитану провинившийся терял свое право на часть добычи.
Власть пиратского капитана опиралась исключительно на его авторитет,
подтверждать который ему приходилось делом в многочисленных сражениях.
Среди пиратов был распространен обычай давать клички, подлинные же имена
многих из них остались неизвестными. В зависимости от
политико-экономического положения ток или иной морской державы, пиратство
считалось то дозволенным в даже почетным ремеслом, то становилось
преступным и пираты объявлялись вне закона. Так, в XVI веке британская
корона покровительствовала пиратам, помогавшим ей в борьбе за испанские
колонии, а наиболее выдающиеся пиратские начальники (Фр. Дрейк, Дж.
Гаукинс, Г. Морган, Дж. Клиффорд и др.) были даже возведены в
рыцарское достоинство и осыпаны королевскими милостями. Позднее, добившись
господства на море (конец XVII века), Англия объявила пиратам беспощадную
войну, и многие из них кончили жизнь на виселице (например, английский
пират капитан У. Кидд). Тесно связано с пиратством каперство — мор.
разбой по лицензиям воюющих государств. Как правило, во время войны пираты
становились каперами, и наоборот, в периоды затишья в военных действиях
каперы поднимали пиратский флаг „Веселый Роджер" (черный, с изображенным в
центре оскаленным черепом и скрещенными костями под ним). Были пираты на
службе и у русских правителей. При царе Иване IV (Грозном) нес каперскую
службу пират датчанин К. Роде со своей флотилией, а при Екатерине
II дослужился до адмиральского чина, участвуя в войне с турками, капер
американец П. Джонс, описанный Ф. Купером в романе „Пенитель
моря". Еще в древние времена пиратство превратилось в грозную силу. В I
веке до н. э. пираты угрожали самому существованию Римской империи. В
плену у пиратов побывал в молодости Юлий Цезарь. Пиратство приносило такие
убытки, что в 67 году до н. э. римский сенат вынужден был снарядить против
пиратов специальную карательную экспедицию во главе с Помпеем, в ходе
которой было захвачено более 1300 пиратских судов и взято в плен 20 тыс.
пиратов. По своей сути пиратами были и викинги
(VIII—XI века). Широкую известность приобрели в XIV—XV веках пираты
Балтийского и Северного морей—витальеры (под руководством К.
Штёртебекера, Г. Михеля, Бенеке и др.), грабившие ганзейские суда, а
иной раз и нападавшие в пользу Ганзы на ее врагов. Само название
„витальеры" возникло потому, что пираты снабжали продовольствием
осажденный датчанами в 1389 году Стокгольм. Дерзкие операции витальеров
наводили страх на правителей приморских держав. Бенеке удалось даже
взять в плен плывущих в Нидерланды английского короля Эдуарда IV и
лорд-мэра Лондона. В XV— XVI веках на Средиземном море варварийские пираты
(под началом братьев Аруджа и Хайраддина Барбаросса, Драгута,
Улуха и др.) фактически контролировали всю морскую торговлю. Для
борьбы с ними христианские страны вынуждены были выставить объединенный
флот во главе с адмиралом А. Дориа. В плену у варварийских пиратов
более 4 лет провел испанский писатель М. Сервантес. Процветало
пиратство и на морях Юго-Восточной Азии (особенно в Аравийском море,
Бенгальском заливе и Южно-Китайском море). Неспроста Пиратским берегом
называли часть южного побережья Персидского залива к юго-востоку от
острова Ормуз. Здесь пиратством занимались целые племена. Пираты грабили
суда, доставлявшие индийские и китайские товары в Оман, откуда по
караванным тропам они переправлялись в Европу. Использовали выгодное
географическое положение своих баз и пираты, обосновавшиеся на островах
Малайского архипелага. С открытием Америки и переносом основных морских
торговых путей в Атлантику центр пиратства переместился на острова
Карибского моря. Пираты т. н. берегового братства (первоначальная база
остров Тортуга, затем остров Ямайка) наводили страх на испанцев и их
укрепленные прибрежные поселения. Объединенные под началом Моргана во
флот, в 1671 году пираты высадились на берег, пересекли по суше Панамский
перешеек и штурмом взяли Панаму — центр и перевалочный пункт торговых
путей испанских колоний. В эти времена пиратство обретает глобальный
характер, пиратские эскадры появляются на всех морях (например, экспедиция
В. Роджерса в 1708—1711 гг.). До начала XIX века постоянную дань
пиратам платили города и государства: Королевство обеих Сицилий, Тоскана,
Сардиния, Португалия, Дания, Швеция, Ганновер и Бремен. В начале XIX века
в Макассарском проливе (между островами Борнео и Целебес) в течении 20 лет
господствовал предводитель пиратов Рага. Для пресечения его
разбойничьих действий американцам пришлось высылать военные корабли. В 1-й
половине XIX века китайские пираты нападали на английские и американские
суда, идущие из Персидского залива с контрабандным опиумом. В узкостях и
при слабом ветре пиратские джонки одерживали верх даже над хорошо
вооруженными судами. Большой ущерб торговле, наносимый пиратством, и
изменения в политической обстановке заставили европейские державы в XIX
веке принять ряд соглашений о борьбе с пиратством (например, проект Монро
1832 года, Парижская декларация 1856 года). Но и тогда были такие
незаурядные пираты, как Р. Сюркуф, которого называли „корсаром
Наполеона". Во все времена пираты отличались хорошей морской выучкой,
сноровкой и лихостью. Главные элементы пиратской тактики: внезапность
нападения, быстрота и беспощадный абордажный бой. Вооружение пиратских
кораблей было легче, чем военных. Меньшая осадка при значительной
парусности существенно улучшала их ходкость. Огневая мощь кораблей имела
второстепенное значение, т. к. от встречи с военными кораблями пираты, как
правило, уклонялись, пользуясь преимуществом в скорости. Преследование
судов пираты обычно вели с наветренной стороны, чтобы затруднить их
маневрирование, или тем же курсом с кормы, чтобы уклониться от бортовых
залпов и иметь возможность сразу повредить руль „купца", лишая его
возможности маневрировать. При сближении пираты старались в первую очередь
повредить огнем своих пушек рангоут преследуемого судна и лишить его хода.
Палубные пушки делали поворотными, стреляли они картечью. Пиратская
тактика сыграла важную роль в сражении при Гравелине в 1588 году, когда
сравнительно малочисленный английский флот, в числе командиров которого
были испытанные пиратские адмиралы Дрейк и Гаукинс, нанес
сокрушительное поражение испанской „Непобедимой армаде". С пиратством
прошлых времен связаны многие географические открытия. В 1577—1580 годах
английский пират, Фр. Дрейк совершил 2-е в мире кругосветное
плавание на корабле „Голден Хинд", а в 1586—1588 годах третьим в мире
обошел на корабле вокруг света пират Т. Кавендиш. Не чуравшемуся
попутно с исследовательской деятельностью и морского разбоя англичанину
М. Фробишеру принадлежат большие заслуги в поисках Северо-Западного
прохода из Атлантического океана в Тихий (1576 1578). Известный пиратский
капитан У. Дампир в 1683—1691 годах совершил кругосветное плавание
и составил подробное описание своего путешествия — целое научное
исследование с собственноручно изготовленными картами, с данными о ветрах
и течениях, о навигационных особенностях морей. Имена некоторых пиратов
нанесены на карту Земли (пролив Дрейка, море Дейвиса, залив Фробишера и
др.). Окончательно искоренить пиратство не удалось и по сей день, хотя
теперь оно носит локальный характер. До сих пор появляются сведения о
пиратах, базирующихся в Гонконге и Макао и обладающих современными
быстроходными катерами. В эпоху империализма пиратство приобрело новую
форму: нападение кораблей и самолетов на торговые суда нейтральных стран.
Зародившись в 1-ю мировую войну, этот вид пиратства особенно проявил себя
в период между двумя мировыми войнами (особенно во время гражданской войны
в Испании 1935—1939 годы) и во время 2-й мировой войны, когда подводные
лодки фашистской Германии и милитаристской Японии топили суда нейтральных
стран на международных морских путях.